• Рынки
  • Индексы
  • Биржевая информация
  • Листинг
  • Управление рисками
  • Технологические решения
  • Карта сайта
Участие в торгах
Общая информация о процессах участия в торгах
Технологические решения
Профессиональные решения для доступа к рынкам биржи и электронной торговли
Единый пул обеспечения
Проект снижения издержек участников на проведение операций на рынках Группы Московская Биржа
Депозитарное обслуживание
Сервисы по обслуживанию ценных бумаг: хранение, учет прав, проведение расчетов с участием финансовых институтов
Клиринговое обслуживание
Оформление допуска к клиринговому обслуживанию
Единый счет
Автоматизация переводов ценных бумаг и денежных средств между клиринговыми организациями НРД и НКЦ
Управляющим активами
Создание и поддержка индексов
Получение биржевой информации
Для альтернативных систем и производных цен
Информационно-аналитические продукты
Подписка на биржевую информацию и информация о поведении участников торгов
Маркировка финансовых инструментов
Автоматизация ограничения доступа к финансовым инструментам
18.03.2013 16:37

Московская Биржа и ФОМ измерили уровень инвестиционной грамотности и активности россиян

Сегодня ФОМ объявил результаты масштабного исследования инвестиционной активности и грамотности россиян¹, выполненного по заказу Московской Биржи. Исследование показало, что интерес к инвестированию в ценные бумаги у населения достаточно высок (60%), но 86% не имеют достаточно информации для того, чтобы успешно вложить деньги в акции. Московская Биржа предлагает брокерам ознакомиться с исследованием для определения своей стратегии привлечения частных инвесторов на рынок.

Сегодня россияне лучше всего осведомлены о традиционных, "классических" инструментах вложения денег, а именно: о вкладе в Сбербанке (97% респондентов знают о таком способе), любом другом коммерческом банке (92%), покупке золота и драгоценностей (72%). Твердо заявляют, что знают о вложениях в акции, 51%, об облигациях — 41%, о вкладах в НПФ — 40%. Исследование выявило, что ключевые приоритеты финансово активных граждан при вложении денег — это сохранение средств, а не преумножение. Большинство мыслит достаточно короткими горизонтами вложений: пятая часть опрошенных ориентируются на срок от полугода до года, еще примерно столько же — от года до двух лет, 11% — от двух до трех лет, 10% — три года и более.

Около 6% респондентов имеет опыт владения акций, приобретенных "активным" путем: 4% купили их на предприятии, по 1% — через брокерскую компанию на рынке или в ходе IPO. В соответствии с исследованием 22% опрошенных вложили бы в ценные бумаги до 30 тыс. рублей, 12% — от 30 до 100 тыс. рублей, 8% — более 100 тыс. рублей.

"Главный вывод нашего исследования состоит в том, что потенциал отечественного рынка ценных бумаг высок, — считает директор проекта ФОМ-ФИН Людмила Преснякова, — например, почти половина финансово активных жителей крупных городов (44%) предпочитают самостоятельно управлять своими сбережениями, но, в то же время, многие испытывают дефицит специализированной информации".

"Одна из важных задач Московской Биржи — способствовать формированию устойчивого класса внутреннего инвестора. Результаты исследования очень важны профессиональным участникам рынка, брокерам и будут использоваться для повышения эффективности их работы с частными инвесторами и выработки стратегии привлечения новых средств на фондовый рынок", — говорит заместитель председателя правления Московской Биржи Андрей Шеметов.

Справочная информация:

Исследования "Изучение инвестиционной активности потенциальных клиентов", проведенное в ноябре 2012 года Фондом Общественное Мнение по заказу биржи Исследование охватило более 4800 человек по всей России:

  • Качественное исследование — 2 фокус-группы и 86 глубинных интервью.
  • Опрос по месту жительства 1500 экономически активных граждан в городах с населением от 500 тыс. человек.
  • Онлайн опрос 3300 человек из 11 крупнейших городов России.

Специалисты ФОМ проанализировали настроения потенциальных частных инвесторов по таким показателям, как уровень финансовой грамотности, предпочтения и мотивация при использовании инвестиционных финансовых инструментов, восприятие инструментов фондового рынка с другими финансовыми продуктами.

Это четвертое подобное исследование, проведенное ФОМ по заказу биржи с 2006 года.

В своих выводах специалисты ФОМ обращают внимание на необходимость выстраивания тщательной коммуникационной стратегии. Одним из основных факторов к развитию фондового рынка, согласно выводам исследования, должна стать всеобщая информированность населения о возможностях, услугах и продуктах, которые предлагает современный рынок ценных бумаг.

¹ Опрос в городах от 500 тыс. жителей и более финансово активного населения РФ (10,47% от населения страны) — людей в возрасте от 18 до 55 лет, пользовавшихся за последние 1-2 года любыми из следующих финансовых инструментов: любые вклады в банках, любые виды кредитов, любые виды банковских карт (кроме тех, кто пользуется зарплатными картами и больше ничем другим), инвестиционные услуги (акции, облигации, паи в ПИФах, ОФБУ, срочные инструменты), накопительное страхование жизни, негосударственные пенсионные фонды.

Презентация (pdf, 270 Kb)

За дополнительной информацией обращайтесь в пресс-службу Московской Биржи по тел: +7-495-363-3232.